Почему садится аккумулятор машины
Главными причинами разрядки аккумуляторных батарей являются следующие:
- Устаревание и возрастное сокращение их емкости. Накопление батареей энергии происходит тихо и незаметно. В классических щелочных или кислотных АКБ отсутствуют какие-либо движущиеся, трущиеся детали, однако не стоит думать, что внутри них ничего не изнашивается. Разрядка АКБ, как, впрочем, и зарядка, связаны с протеканием между электродами и электролитом обратимых химических реакций.Но некоторые вещества со временем окисляются и теряют способность к восстановлению – реакция перестает быть обратимой, и емкость батареи снижается. Данный период, в зависимости от модели аккумулятора, занимает от 4 до 5 лет эксплуатации, и в течение данного времени объем накапливаемого заряда сокращается почти что вдвое. И это особенно критично зимой, когда эффективная емкость падает еще сильнее.
- В автомобиле при выключенном моторе остаются работающие потребители электричества (например, не выключенное освещение). Иногда, если емкость аккумулятора и без того сократилась с возрастом, хватает даже просто оставленного на зарядке смартфона со включенным плейером. А если добавить сюда еще и какую-нибудь неисправность, вроде негаснущей подсветки бардачка, то с утра машину с гарантией завести будет невозможно.
- Ошибки в подключении «прожорливых» электропотребителей. Такими являются сигнализационная система, регистратор или же стереосистема. Если подключить их неправильно, то никакой мощности двигателя не хватит снабдить их энергией. А главное, такие неверно подключенные устройства способны «выпотрошить» АКБ даже в том случае, если они не работают!
- Дефект генератора. В АКБ энергия поступает именно от генератора. Двигатель может работать вполне стабильно, выдавая положенную мощность, но если, к примеру, токосъемные щетки генератора испачканы маслом или же истерты, то он не сможет подать на АКБ достаточно энергии, чтобы ее поступление превысило расход. А кроме неисправности самого генератора, проблему может вызвать и изношенный ремень привода.
Что значит прикурить автомобиль
Этот термин подразумевает под собой применение источника питания другого автомобиля для запуска машины с севшим аккумулятором. Для проведения такой процедуры, сначала следует найти автовладельца готового прийти на помощь. Однако только его согласия недостаточно, во время «прикуривания» должны соблюдаться некоторые условия.
Емкость аккумулятора донора и прикуриваемого автомобиля должны быть одинаковы. Если емкость АКБ авто который исполняет роль «прикуривателя» будет меньше чем у запускаемой, то это может привести к ситуации, когда нужно будет запустить уже два автомобиля.
Когда следует использовать метод “прикуривания”
Прежде чем начинать поиск человека с машиной готового помочь, необходимо быть уверенным, что проблема у Вашего авто – это разряженный аккумулятор. Существует несколько основных признаков этого, они помогут удостовериться, что проблема в севшей батарее:
- при включении зажигания слабо горят или вовсе не светятся индикаторы на приборной панели;
- при повороте ключа зажигания пропадает индикатор на приборной панели;
- при попытке завести машину под капотом слышен треск.
Многие современные автомобили имеют бортовой компьютер, на дисплей которого выводится вся информация о состоянии машины и ее систем, в том числе и напряжение на АКБ. При отсутствии компьютера, можно приобрести и установить электронный вольтметр, он будет хорошим помощников при использовании и обслуживании своего авто.
Также можно замерить напряжение батареи при помощи мультиметра. При показаниях ниже 11.9 В с включенным зажигание, произвести пуск не получится, тем более в зимний период времени. О необходимости зарядки аккумулятора может говорить свечение желтым светом индикатора на панели приборов.
Если не удалось завести мотор по причине разрядки АКБ дома, тогда к его клеммам можно подключить зарядное устройство и произвести пуск двигатели или немного подзарядить батарею. И совсем другое дело, если вы находитесь за городом или у Вас нет зарядки, а необходимо срочно куда-то ехать. В таком случае можно обратиться к знакомым или позвонить другу, который сможет помочь «прикурить» ваше авто.
Важно! Если автомобиль стоит в гараже и Вы собираетесь завести его методом «прикуривания», тогда перед началом этого, следует вытолкать реципиента на улицу и подогнать как можно ближе к донору. Проводить «прикуривание в закрытом помещении небезопасно, пары бензина могут воспламениться даже от небольшой искры.
Применять метод «прикуривания» можно в любых случаях, когда появляется срочная необходимость завести автомобиль с полностью севшим аккумулятором. Использовать метод запуска «с толчка» является нежелательным, тем более для и инжекторных двигателей. К тому же не всегда есть место для толчка и необходимое количество людей готовых прийти на помощь. Поэтому каждый автомобилист должен иметь набор необходимых инструментов для «прикуривания» и знать требуемый минимум в этом вопросе.
Безопасность: как правильно действовать
При прикуривании автомобиля есть риск повредить электронику автомобиля-получателя. Вот несколько правил, которые помогут избежать поломки при прикуривании.
- Желательно прикуривать автомобиль с таким же типом топлива, то есть бензин-бензин или дизель-дизель. Можно прикурить автомобиль с бензиновым двигателем от дизеля. А вот наоборот — нельзя. При таком прикуривании большие пусковые токи дизеля могут вывести из строя электронные системы бензинового донора.
- Следить за соблюдением полюсов. Важно правильно прицеплять зажимы и соединить плюс с плюсом, а минус с минусом. Если перепутать провода, то случится переполюсовка и пострадает электрика автомобиля-получателя. В лучшем случае сработает автомат, а в худшем — выгорят электронные блоки управления.
- Не запускать оба двигателя одновременно. Если во время работы двигателя автомобиля-донора завести двигатель автомобиля-получателя, будет сильная нагрузка на двигатель донора.
- Проверить, что у обоих автомобилей исправна электроника. В случае если электроника любой из машин неисправна, может случиться короткое замыкание.
Какие пусковые провода выбрать для прикуривания
Вариантов проводов для «прикуривания» водителям предлагают много. Они между собой отличаются длиной, номинальным напряжением, исполнением, другими техническими параметрами. Одни поставляются в комплекте с «крокодилами», вторые — с морозостойкой оплёткой, третьи — с токопроводящей жилой из меди. Как правильно подобрать провода? При выборе желательно обратить внимание на такие моменты:
- Материал изготовления токопроводящей жилы. Как показывает практика, медные провода передают энергию лучше всего, практически без потерь. Немного уступают им по показателям удельного сопротивления аналоги с токопроводящей жилой из алюминия. Их тоже можно смело рассматривать, тем более что они стоят дешевле.
- Сечение. У кабелей для прикуривания машин разная толщина. Оптимальным считается сечение от 14 до 16 мм². Если взять провода потоньше, придется ждать дольше, пока батарея зарядится, поскольку токопроводность у тонких кабелей небольшая.
- Изоляция. Оплетку на проводах для прикуривания делают из самых разнообразных материалов. Главное, чтобы она не трескалась при малейшем изгибе, не рассыпалась в руках, была мягкой, имела широкий диапазон рабочей температуры.
- Зажимы. Они должны надёжно фиксироваться к клеммам АКБ, но при этом лучше не выбирать провода с чрезмерно тугими крепежами. Проверьте пружину, если она хорошо натянута и прочная, значит, «крокодил» обеспечит хорошую фиксацию провода.
Ориентируйтесь при выборе также на длину. Провода должны легко дотягиваться до припаркованной машины-донора.
Последовательность прикуривания машины от другой
Как правильно прикурить машину от другой машины? В любой инструкции по эксплуатации автотранспортных средств данная процедура описана достаточно подробно. Однако если по какой-то причине вам она не знакома, то можно воспользоваться представленным ниже алгоритмом:
Как прикурить машину от другой проводами? Для начала поставьте машину-донор так, чтобы крокодилы свободно соединяли соответствующие клеммы АКБ двух машин. Для этого сначала нужно узнать, где именно размещается аккумулятор у авто-донора (у некоторых моделей он расположен, например, в багажнике).
- Силовой агрегат автомобиля-донора глушится, равно как и все электропотребители на обеих машинах.
- Крокодил красного соединительного провода подключается к плюсовой клемме АКБ автомобиля-реципиента. Другой конец красного провода подключается к плюсовой клемме донорской АКБ.
- Один конец черного провода подключается к минусовой клемме АКБ машины-донора, а второй его конец – к неокрашенной металлической части кузова или двигателя (чем ближе к стартеру, тем лучше).
- После такого соединения севший аккумулятор начинает запитываться от донорского. Двигатель данной машины можно запустить, чтобы добавлять в него энергии. Если донорский аккумулятор заряжен не полностью, то можно попытаться запустить мотор машины с севшей АКБ. Однако следует помнить, что запуск без предварительной зарядки АКБ-реципиента возможен лишь в том случае, если емкость и заряд донорской батареи превышает емкость севшего аккумулятора.
- Если для старта силового агрегата авто-реципиента требуется много энергии (например, когда идет речь о пуске дизельного мотора), то перед тем, как стартовать, двигателю-донору следует дать поработать 10-15 минут – тогда и собственный, и севший АКБ наполнятся свежим зарядом. Перед финальным пуском двигатель машины-донора следует заглушить.
- Соединительные провода снимаются в обратной последовательности: сначала отсоединяется крокодил черного провода, заземленный на кузов или двигатель, затем другой его конец, подключенный к донорской АКБ, а затем отсоединяются клеммы на красном проводе.
К чему подключать «массу»?
Многие соединяют проводами клеммы аккумулятора. Но лучше минусовой провод подключать к блоку цилиндров или головке блока. Во-первых, клеммы аккумулятора могут быть ржавыми, закисшими, и контакт с проводом получится не слишком надежным. А во-вторых, путь, который преодолеет ток, будет короче, если подсоединить минусовой провод непосредственно к двигателю. Главное, чтобы в точке подсоединения не было краски или ржавчины.
Количество попыток
Прикуривание автомобиля от батареи другой машины имеет количественные ограничения. Нельзя бесконечно нагружать донорский АКБ без риска глубокой разрядки, даже если это качественный австрийский автоаккумулятор Banner или мощный «американец» Exide. Оптимальное количество неудачных пусков – 2-3 (максимально-допустимое – 4-5).
При исчерпании лимита следует:
- выключить зажигание у проблемного автомобиля;
- не отсоединяя провода, завести двигатель авто-донора на 15-30 минут (2000-3000 об/мин) для подзарядки батареи от генератора;
- повторить попытку пуска мотора машины-реципиента.
- При повторном неудачном результате возможно наличие дополнительной неисправности или несоответствие электрических параметров АКБ.
- От какого аккумулятора можно прикурить авто
Необходимо соблюдать два простых правила выбора автомобиля-донора для параллельного присоединения к севшей батарее. Первое условие касается одинакового рабочего напряжения и всегда выполнимо, поскольку большинство АКБ для легковых и коммерческих авто имеют 6-баночную конструкцию, генерирующую 12В. Исключения связаны с мототехникой (6В) и тяжелыми грузовиками, автобусами, спецтехникой (24В).
Второе требование более значимо и часто становится проблемой в нештатных ситуациях на трассе или в малонаселенной местности. Недопустимо, чтобы емкость аккумулятора прикуриваемого авто была больше, чем у донора. В такой ситуации высока вероятность быстрого разряда работающей батареи без достижения достаточных пусковых токов на стартере реципиента.
Особенности прикуривания машины зимой
Как правильно прикурить машину от другого аккумулятора зимой? Следует помнить, что эффективная емкость АКБ тем меньше, чем ниже температура окружающего воздуха. Поэтому на морозе следует предпринять все меры, чтобы максимально сэкономить энергию – обязательно нужно отключить всех электропотребителей, и желательно не затягивать с прикуриванием, потому что на эффективность процедуры будет оказывать влияние даже быстро загустевающее масло в двигателе машины с севшим аккумулятором.
Если речь идет об «оживлении» авто с механической КПП, то при запуске следует обязательно выжать сцепление, чтобы максимально облегчить нагрузку на стартер и на АКБ машины-донора.
Если ваши действия соответствуют описанным в данном алгоритме, то машина с севшим аккумулятором быстро заведется. Если же стартер вращается, но двигатель не заводится, значит, проблема куда серьезнее, чем отсутствие заряда в АКБ, и нужно вызывать эвакуатор для транспортировки машины в сервис.
Заглушать только что прикуренный двигатель крайне не рекомендуется. Имейте в виду, что, скорей всего, весь полученный от донора запас энергии был израсходован на процесс пуска, так что лучше оставить двигатель на холостых оборотах. Еще лучше начать движение, так как в движении генератор выдает больше энергии, а значит, заряд АКБ будет происходить интенсивнее.
Можно ли «прикуривать» от заведённого автомобиля
Нельзя «прикуривать» от автомобиля с работающим двигателем. Мотор «донора» перед присоединением пусковых проводов должен быть заглушен. В противном случае велик шанс повреждения управляющих блоков «донора» или появление ошибок, для сброса которых потребуется специальная аппаратура.
Можно ли «прикуривать» от грузовиков?
Не рекомендуется подзаряжать 12-вольтные АКБ любого современного легкового автомобиля от 24-вольтной сети грузовиков, если только у последних не используется тандем 12-вольтных батарей с возможностью отключения одной из них. В противном случае велик риск вывести из строя не только лампочки на приборном щитке, но и электронные блоки управления.
Можно ли «прикуривать» от аккумулятора меньшей ёмкости
«Прикуривание» от аккумулятора меньшей ёмкости (выражается в ампер-часах, или Ач, обозначена на наклейке на корпусе батареи) часто бывает неэффективно: аккумулятор не получает достаточную энергию или подзарядка требует много времени.
Пуско-зарядные устройства и бустеры
Сейчас можно не только удобно купить аккумулятор для авто с доставкой, но и беспроблемно подобрать оптимальное ПЗУ для его регулярного обслуживания. Универсальный прибор служит для корректного восстановлении емкости АКБ от сети 220В. Он способен запускать двигатель как с предварительной частичной подзарядкой, так и моментально при глубоком разряде. Важной особенностью пуско-зарядных устройств являются высокие стартерные токи в 400-700 и больше ампер.
Особняком стоят компактные пусковые устройства – бустеры (джамп-стартеры), которые полностью автономны и выступают эффективной альтернативной прикуриванию от другой машины. Стандартно укомплектованы «крокодилами» и емкими литий-полимерными батарейками. Одного заряда достаточно для 4-5 успешных пусков силой 150-1000 ампер. С бустерами отлично взаимодействуют зарубежные АКБ, например, аккумуляторы для автомобиля Hankook (производитель AtlasBX Co. Ltd Южная Корея), и отечественные бренды «Зверь», «Аком», «Титан-Стандарт», «Сибирь».
Проблема, как правильно прикурить авто, рано или поздно возникает перед каждым автовладельцем. Она больше актуальна для людей, которые мало или нерегулярно эксплуатируют машину, из-за чего на АКБ существенно влияет эффект саморазряда. Именно поэтому важно иметь в багажнике комплект надежных стартерных проводов и уметь их применять. Основные моменты запуска двигателя от авто-донора – соблюдение полярности, правильная последовательность установки (демонтажа) зажимов-крокодилов, совместимость батарей и безопасность бортовой сети.
Если АКБ регулярно теряет напряжение и емкость, особенно при снижении температуры или непродолжительном простое, стоит задумать о замене. Сейчас можно дорого сдать автомобильный аккумулятор в Москве и значительно сэкономить на приобретении новой батареи с длительной гарантией и многолетним сроком службы.
Как понять, что аккумулятор пора менять?
- Стартер крутит дольше нужного даже в теплую погоду после 1-3 дней простоя;
- Бортовой компьютер регулярно сообщает о необходимости зарядить автомобиль даже после интенсивной езды по трассе;
- Разряженный АКБ издает сильный запах;
- Современные аккумуляторы известных марок рассчитаны на работу в течение 4-5- лет, не больше.
Источники
- https://rad-star.ru/pressroom/articles/kak-prikurit-mashinu/
- https://autogrm.ru/blog/kak-prikurit-avtomobil.html
- https://cars.avtocod.ru/blog/kak-prikurit-avto-kratkaja-i-ponatnaja-instrukcija-307.html
- https://www.kolesa-darom.ru/articles/kak-prikurivat-avtomobil-pravilno/
- https://www.zr.ru/content/articles/916469-kak-prikurit-avtomobil/
- https://www.akbvolt.ru/articles/kak-pravilno-prikurit-avto/
- https://mediapro.yandex.ru/work/pravilno-prikurit-avtomobil
- https://favorit-motors.ru/articles/ekspluataciya-avto/kak-pravilno-prikurit-avtomobil/